Бурцев Фёдор Иванович

Герой Советского Союза
Бурцев Фёдор Иванович – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института, полковник.
Родился 27 июня 1923 года в слободе Казаки Новоприборной волости Венёвского уезда Тульской губернии (ныне в черте села Гремячее Новомосковского района Тульской области). Русский. С 1932 года жил в Москве. В 1940 году окончил 8 классов школы и Ленинский аэроклуб г.Москвы.
В армии с января 1941 года. В ноябре 1941 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, до марта 1942 года был в ней лётчиком-инструктором. В 1942-1943 – лётчик-инструктор 2-го отдельного учебно-тренировочного авиационного полка (города Иваново и Кинешма), в июне 1943 – мае 1947 – лётчик-инструктор Высшей офицерской школы воздушного боя (город Люберцы Московской области).
Участник Великой Отечественной войны: в сентябре-октябре 1943 – лётчик 32-го гвардейского истребительного авиационного полка (Брянский фронт), в октябре-ноябре 1943 – лётчик 111-го гвардейского истребительного авиационного полка (Воронежский и 1-й Украинский фронты), в августе-сентябре 1944 – на боевой стажировке в 322-й истребительной авиационной дивизии (3-й Белорусский фронт). Участвовал в Брянской операции, битве за Днепр и Каунасской операции. Совершил 57 боевых вылетов на истребителе Ла-5, провёл 17 воздушных боёв, в которых лично сбил 1 самолёт противника.
В марте 1947 – мае 1948 – лётчик-инструктор Учебно-методического центра ВВС (ст. Сейма), участвовал в войсковых испытаниях первых отечественных реактивных истребителей МиГ-9 и Як-15. В 1950 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
В мае 1950 – апреле 1980 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В феврале 1955 года поднял в небо и провёл испытания опытного реактивного истребителя И-1 (И-370). Провёл большой объём лётных исследований в области аэродинамики на реактивных истребителях МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Е-4, Е-5, Е-6 и МиГ-21; испытания крыльевой и конусной заправки на реактивных истребителях МиГ-15бис и МиГ-17; исследования устойчивости и управляемости истребителя МиГ-15 на сверхзвуке; а также испытания опытных двигателей на летающих лабораториях Ту-4ЛЛ и Ту-16ЛЛ. Принимал участие в лётных испытаниях системы автоматического захода на посадку на самолёте Ил-18. В 1951-1953 годах вместе с Амет-Ханом Султаном, С.Н.Анохиным и В.Г.Павловым провёл испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3»), за что в 1953 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года полковнику Бурцеву Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1974-1988 годах – начальник Школы лётчиков-испытателей. С марта 1980 года полковник Ф.И.Бурцев – в отставке.
Жил в городе Жуковский Московской области, с 2001 года – в Москве. Умер 4 мая 2003 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (21.08.1964), полковник (1959). Награждён орденами Ленина (22.07.1966), Октябрьской Революции (25.03.1974), 2 орденами Красного Знамени (20.09.1947, 3.02.1953), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (10.07.1944, 2.08.1944, 30.12.1956), медалями. Сталинская премия 2-й степени (1953).