Харитонов Николай Николаевич

Герой Советского Союза
Харитонов Николай Николаевич – командир звена 2-го гвардейского авиационного полка (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии старший лейтенант.
Родился 8 января 1922 года в деревне Голодское ныне Перемышльского района Калужской области. Русский. Окончил 7 классов школы, работал в сельском хозяйстве. С 1938 года работал слесарем в Тульском областном строительном тресте. В 1939 году окончил Тульский аэроклуб.
В Красной Армии с декабря 1939 года. В мае 1941 года окончил Таганрогскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – лётчик 204-го бомбардировочного авиационного полка (Дальнебомбардировочная авиация). В августе 1941 года года был направлен на учёбу в 1-ю Высшую школу лётчиков и штурманов Авиации дальнего действия, которую окончил в июле 1942 года. В июле 1942-мае 1945 – лётчик, командир звена 748-го (с августа 1942 года – 2-го гвардейского) авиационного полка (Авиация дальнего действия). К июлю 1944 года совершил 241 боевой вылет (из них 237 – ночью) на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии старшему лейтенанту Харитонову Николаю Николаевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4418).
Участвовал в обороне Ленинграда, Сталинградской битве, в боях на Орловско-Курской дуге, в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши и Венгрии, в Берлинской операции. Всего за время войны совершил 285 боевых вылетов на бомбардировщиках ДБ-3, Ил-4 и В-25 «Митчелл».
После войны продолжал службу в Дальней авиации. В 1947 году окончил Рязанскую высшую офицерскую школу Дальней авиации. Командовал авиаполком, первым перешедшим на стратегические бомбардировщики Ту-95. Затем был заместителем командира тяжёлобомбардировочной авиадивизии. С января 1958 года – в запасе.
В 1958-1976 годах – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.Н.Туполева. Провёл испытания реактивных пассажирских самолётов Ту-104Е (в 1962-1963 годах) и Ту-154 (в 1968-1970 годах). Участвовал в испытаниях бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, пассажирских самолётов Ту-104, Ту-110, Ту-114, Ту-116, Ту-124 и Ту-134, а также их модификаций. В 1960 году в качестве второго пилота установил 8 мировых авиационных рекордов скорости полёта на самолёте Ту-114.
После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ имени А.Н.Туполева инженером лётно-испытательного комплекса. Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы жизни – в Москве. Умер 26 мая 1991 года. Похоронен в городе Долгопрудный Московской области на Южном кладбище (участок 73).
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1970), военный лётчик 1-го класса, полковник (1956). Награждён 3 орденами Ленина (1943, 1944, 1955), 2 орденами Красного Знамени (1943, 1955), орденом Александра Невского (1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), орденами Красной Звезды (1955), «Знак Почёта» (1961), медалями.