Ткаченко Игорь Валентинович

Герой России
Ткаченко Игорь Валентинович -
заслуженный военный лётчик РФ, начальник 237-го гвардейского Проскуровского
Краснознамённого орденов Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра
показа авиационной техники имени И.Н.Кожедуба, ведущий и соло-пилот пилотажной
группы «Русские витязи», гвардии полковник.
Родился 26 июля 1964 года в
посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. В детство с семьёй переехал в город Тында Амурской области, куда отец был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. Окончил среднюю школу.C 1981 года - в Советской Армии. В 1985 году окончил Борисоглебское
высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков имени
В.П.Чкалова (ВВАУЛ), в 2000 году - Военно-воздушную академию имени
Ю.А.Гагарина. Проходил службу в качестве лётчика-инструктора в Борисоглебском
ВВАУЛ, а с 1987 года служил на Кубинской авиабазе. За время прохождения службы
освоил самолёты Л-29, МиГ-21, МиГ-29, Су-27 и Су-35. Налетал на данных типах
самолётов 2300 часов. Летал также на самолётах зарубежного производства
Мираж-2000 (Франция) и F-16 (США).
Высшим пилотажем начал
заниматься в 1989 году, а в 1993 году вошёл в состав пилотажной группы «Русские
витязи». В 1997 году стал левым внешним ведомым «Русских витязей». Эта группа
входит в состав 237-го гвардейского Проскуровского Краснознамённого орденов
Кутузова 3-й степени и Александра Невского центра показа авиационной техники
имени И.Н.Кожедуба (237-й ЦПАТ). В ноябре 1998 года группа приняла участие в
авиасалоне «Чжухай-1998» в Китае. «Витязи» выступали в составе пяти самолётов,
которые пилотировали А.В.Личкун, В.А.Ковальский, С.Н.Климов, И.В.Ткаченко и
И.Н.Кирсанов. Навигационные задачи при полёте по международным воздушным трассам
решал старший штурман 237-го ЦПАТ полковник С.Фомин.
В 1999-2000 годах выполнялись
многочисленные показы в городах России, а в конце 2000 года вновь состоялся
визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся в составе шести самолётов
Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли В.Л.Ашмянский и
Д.М.Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали И.В.Ткаченко и
Э.П.Жуковец. В начале 2001 года группу возглавил С.Н.Климов. Ведомая им пятёрка
выступала на различных авиашоу, в том числе на Международном
авиационно-космическом салоне в 2001 году (МАКС-2001) в городе Жуковский
Московской области. В мае 2002 года С.Н.Климов скончался от тяжелой болезни.
Группу возглавил И.В.Ткаченко. В этот период в группе осталось только трое
подготовленных лётчиков: И.Н.Кирсанов, И.В.Ткаченко и Д.М.Хачковский. Усилиями
этих пилотов уже к концу года летал новый «ромб», в состав которого вошли
И.В.Шпак и О.Б.Ряполов, которые 10 декабря 2002 года выполнили первый показ над
Кубинкой.
В 2004 году в комплекс показов
был включён совместный полёт пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» в
составе девяти самолётов (пять Су-27 и четыре МиГ-29) в строю «ромб» с
выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа (ведущий – И.В.Ткаченко).
Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали
выступления на различных авиашоу, в том числе на Фестивале пилотажных групп в
Жуковском, «Асы Второй мировой войны» в Монино, гидроавиасалон в Геленджике.
9 мая 2005 года, в ознаменование
60-летия Победы в Великой Отечественной войне, «Русские витязи» совместно со
«Стрижами» в составе девяти самолётов выполнили исторический пролёт над Красной
площадью. Спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр в
город Дудинка, где успешно был выполнен воздушный показ впервые за полярным
кругом. Также в течение лета группа продемонстрировала полёты в городах
Санкт-Петербург и Казань, а в городах Череповец и Вологда были выполнены показы
на расстоянии 800
километров от аэродрома базирования без посадки. В
августе группа принимала участие в авиашоу «Асы Второй мировой войны», а также
была традиционным участником авиасалона МАКС-2005.
В начале 2006 года состоялся
визит в Объединённые Арабские Эмираты, где группа заняла первое место в классе
группового пилотажа на реактивных самолётах. Лётчики были награждены золотыми
медалями FAI. «Витязи» выступили с новой программой, в которую вошли групповые
вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке «клин», такие как двойной
боевой разворот, «ухо» и «бочка». В этом же году в марте и ноябре состоялись
визиты в Китай, где «Витязи» открывали год России в Китае и участвовали в
международном авиасалоне «Чжухай-2006».
5 апреля 2006 года пилотажная
группа «Русские витязи» отметила своё 15-летие грандиозным воздушным показом на
родном аэродроме. Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной
площадью, 9 мая 2007 года был выполнен пролёт в совместном строю с пилотажной
группой «Стрижи» в составе девяти самолётов. Знаменательным для пилотажников
был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная
«бочка» в составе девяти боевых самолётов. Состав «Кубинского бриллианта» с
2004 года оставался постоянным.
16 августа 2009 года пилотажная
группа «Русские витязи» отрабатывала программу показательных полётов накануне
открытия авиасалона МАКС-2009. Вскоре после завершения программы, когда
самолёты выполнили роспуск и собирались в строй для возвращения на аэродром,
произошло столкновение двух самолётов Су-27 – одноместного истребителя и
двухместной машины, которую пилотировал И.В.Ткаченко. Несмотря на то, что
самолёт начал разрушаться ещё в воздухе, пилотам удалось катапультироваться,
однако парашют И.В.Ткаченко не раскрылся и он погиб.
Похоронен на Гарнизонном
кладбище посёлка Кубинка (у деревни Никольское Одинцовского района Московской
области).
Указом Президента Российской Федерации № 966 от 22 августа 2009
года за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, гвардии
полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу
присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Его семье был вручён
знак особого отличия Героя Российской Федерации - медаль «Золотая Звезда».
Гвардии полковник. Заслуженный
военный лётчик Российской Федерации.Награждён орденами Мужества (2005), «За военные заслуги»,
медалями.
Почётный гражданин города Тында
(3.04.2006).
В августе 2010 года в городе Жуковский в районе аэродрома на месте его гибели был открыт памятник. В январе 2013 года его имя было присвоено Кубинской средней общеобразовательной школе № 1 Одинцовского района Московской области.